Рэкамендацыі па прафілактыцы крызіснага стану навучэнцаў

Прафілактыка крызіснага стану

разгарнуць

Рекомендации

«Национального центра усыновления Министерства образования Республики Беларусь»

по распознаванию первичных признаков кризисных состояний несовершеннолетних

 

Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой - «возможность». Таким образом, слово «кризис» несёт в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости в действии. Само понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент.

Что же может подсказать нам, взрослым, помочь понять, в какой момент времени ребёнок столкнулся с кризисной ситуацией и уже не видит путей выхода из неё?

     Сигнальный этап кризисного состояния

Изменения в поведении являются основными маркерами кризисных обстоятельств, дают знать о негативном состоянии подростка. Они позволяют своевременно распознать надвигающуюся катастрофу по заметным переменам в обычной манере поведения.

Агрессивность. Многим кризисным ситуациям предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Ребенок изо всех сил пытается поддерживать образ своего «Я», пусть даже варварскими, на наш взгляд, способами, пробует любыми средствами сбросить внутреннее напряжение. Нередко подобное поведение оказывается призывом подростка обратить на него внимание и помочь. Однако агрессивное поведение обычно даёт противоположный результат – неприязнь окружающих, их отчуждение. Вместо понимания человек добивается осуждения со стороны окружающих людей. Напротив, в такой ситуации необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить помощь.

Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда подросток уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей.

Капризность, привередливостьКаждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, служебными или семейными неурядицами и т. п. Но когда настроение чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.

Депрессивные состояния. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Некоторые люди становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях - прямой и открытый разговор с человеком.

Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.

Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К его слому может привести тяжёлое эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые имеют свойство накапливаться. Расставание с родными, друзьями, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими и моральными нагрузками, конфликты могут показаться подростку трагедией его жизни. Если к этому добавляются развод родителей и семейные проблемы, то ситуация может спровоцировать тяжёлые личностные переживания.

Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении человека должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый подросток неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, активно общаться, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремиться скрыть под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.

Деструктивная активность. Сюда относятся: увлечение компьютерными играми, рисунки агрессивного содержания, с темой смерти, с гробами и крестами, разговоры об убийствах, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни и т.

                                                                       Что делать? Как помочь?

Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим человек, который готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Не отталкивайте его, если он решил поделиться, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией.

Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности.

Дайте знать, что хотите помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить всё в секрете, так как информация может повлиять на его безопасность.

Сохраняйте спокойствие и не осуждайте ребёнка, независимо от того, что он говорит.

Говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза безопасности. Помните, подростки в большинстве случаев чувствуют даже малейшую фальшь.

Постарайтесь узнать у подростка план действий, так как конкретный план - это знак реальной опасности

Важно убедить, что есть конкретные люди, к которым можно обратиться за помощью, психолог, психотерапевт и т.д. В случае, если убеждение не подействовало, обращайтесь к специалистам самостоятельно.

Подростки - это люди, пытающиеся научиться жить в мире взрослых и не совсем уверенные в своих силах. Мотивом подлинной помощи по преодолению кризисных состояний является бескорыстное стремление взрослого к благу «запутавшегося, невыносимого и обессиленного» ребенка. Только тот, кто искренне хочет помочь, способен понять трудности такого подростка, оценить сложности его взросления и найти адекватные средства для их разрешения. Подростки охотнее воспринимают советы и руководство взрослых, если чувствуют, что их любят, ценят и принимают. Они остро нуждаются в старших, которые бы заботились о них и помогали планировать дальнейшую жизнь. И если у них сложились такие отношения со старшими, то подростки смогут спокойно пережить грозы и бури, которые, конечно же, неминуемы в такой тревожный, полный волнений и неожиданностей кризисный период на пути в юность и взрослую жизнь.

згарнуць

Памятка педагогам, которая может помочь в работе с детьми, находящимися в кризисном состоянии

разгарнуць
Как построить разговор с ребенком, находящимся в кризисном (тяжелом эмоциональном) состоянии

 Основная задача педагога при разговоре с ребенком – первичное прояснение ситуации и мотивирование на обращение к специалисту.

При возникновении ситуации педагог может оказаться единственным наиболее близким обучающемуся взрослым человеком и должен будет предпринять действия по оказанию помощи. Для таких случаев ниже описаны основные принципы и примеры построения беседы с человеком, находящимся в кризисном (тяжелом эмоциональном) состоянии.

Основные принципы разговора с ребенком, находящимся в кризисном состоянии

  • Постараться нормализовать          собственное эмоциональное состояние.
  • Уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, расположившись удобно, без напряжения напротив него.
  • Вести беседу так, будто Вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для Вас сейчас ничего нет. В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы, не выполнять какие-либо «попутные» дела.
  • Нельзя приглашать на беседу ребенка через третьих лиц (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи). При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни продолжался).
  • Дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

Примеры ведения диалога с ребенком, находящимся в кризисном состоянии

Если ребенок говорит:

Рекомендуемые варианты ответа:

Не рекомендуемые варианты ответа

«Что если мои близкие погибнут…»

«Я тоже очень переживаю из-за сложившейся ситуации. Сейчас делается все, чтобы твои близкие оказались в безопасности»

«Не переживай, все будет хорошо!» «Им там труднее, чем тебе здесь сейчас»

«Все кажется таким безнадежным...»

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь»

«Подумай лучше о тех, кому хуже , чем тебе»

«Вы не понимаете меня!»

«Что я сейчас должен понять.

Я действительно хочу это знать»

«Я очень хорошо тебя понимаю»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Кому именно?» «На кого ты обижен?» «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит».

«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»

«А если у меня не

получится?...»

«Если не получится, я буду

знать, что ты сделал все

возможное»

«Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!»

Структура разговора и примеры фраз для первичного прояснения намерений и оказания эмоциональной поддержки

  • Начало разговора: «Мне показалось, что ты выглядишь расстроенным, давай поговорим
  • Активное слушание. Пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили: «Правильно ли я понял(а), что …?»
  • Расширение перспективы: «Давай подумаем, что можно сделать сейчас для своих близких, чтобы они меньше переживали за тебя? Как ты раньше справлялся с трудностями? Чтобы ты сказал, если бы на

твоем месте был твой друг

 

Предлагаем упражнения, которые Вы можете использовать в перерывах в процессе воспитательной и образовательной деятельности с детьми, испытывающих кризисное

психологическое состояние

Упражнение. Техника глубокого дыхания

Делаем глубокий вдох, длящийся не менее 2-х секунд (для отсчета времени можно мысленно произносить: «одна тысяча, две тысячи» – это как раз и займет ориентировочно 2 секунды).

Задерживаем дыхание на 1–2 секунды, то есть делаем паузу.

Выдыхаем медленно и плавно в течение 3-х секунд, не менее (обязательно выдох должен быть длиннее вдоха).

Затем снова глубокий вдох без паузы, то есть повтор цикла. Повторяем 2–3 цикла (пре дел – до 3-х, максимум до 5-ти за один подход).

При навязчивых мыслях можно попробовать сфокусировать внимание:

  • на движении воздуха по дыхательным путям;
  • на движениях грудной клетки;
  • на температуре вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, улавливая разницу.

 

згарнуць

Как распознать суицид? Индикаторы суицидального поведения

разгарнуць

К индикаторам суицидального риска относятся особенности сложившейся ситуации, настроения, интеллектуальной деятельности и высказываний человека, которые свидетельствуют о повышенной степени суицидального риска.

Ситуационные индикаторы:

Любая ситуация, воспринимаемая человеком как кризис, может считаться ситуационным индикатором суицидального риска: смерть любимого или близкого человека; развод родителей; физическое, сексуальное или эмоциональное насилие; конфликтные отношения в семье или со сверстниками; учебная или профессиональная несостоятельность; угроза наказания или физической расправы; нервное расстройство; шантаж; публичное унижение и коллективная травля; одиночество, тоска, усталость; религиозные мотивы; подражание кумиру и т. д.

Поведенческие индикаторы:

1) злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;

2) эскейп-реакции (уход из дома и т. п.);

3) самоизоляция от других людей и жизни;

4) резкое снижение повседневной активности;

5) изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;

6) выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;

7) частое прослушивание траурной или печальной музыки;

8) «приведение дел в порядок» ( урегулирование конфликтов, письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей);

9) любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно – отдаляющие от близких;

10) склонность к неоправданно рискованным поступкам;

11) посещение врача без очевидной необходимости;

12) нарушения дисциплины или снижение качества работы и связанные с этим неприятности в учебе;

13) расставание с дорогими вещами или деньгами;

14) приобретение средств для совершения суицида.

Коммуникативные индикаторы:

  • прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» – прямое сообщение, «Скоро все это закончится» – косвенное);
  • шутки, иронические высказывания о желании умереть;
  • уверения в беспомощности и зависимости от других;
  • прощание;
  • сообщение о конкретном плане суицида;
  • самообвинения;
  • двойственная оценка значимых событий;

Интеллектуальные (когнитивные) индикаторы:

  • разрешающие установки относительно суицидального поведения, другими словами, положительная оценка суицида;
  • негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего;
  • представление о собственной личности как о ничтожной, не имеющей права жить;
  • представление о мире как месте потерь и разочарований;
  • представление о будущем как бесперспективном, безнадежном;
  • «туннельное видение» – неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;
  • наличие суицидальных мыслей, намерений, планов. Степень суицидального риска прямо связана с тем, имеются ли у человека только неопределенные редкие мысли о самоубийстве («хорошо бы заснуть и не проснуться») или они постоянны, и уже оформилось намерение совершить самоубийство («я сделаю это, другого выхода нет») и появился конкретный план, который включает в себя решение о методе самоубийства, средствах, времени и месте. Чем обстоятельнее разработан суицидальный план, тем выше вероятность его реализации.

Эмоциональные индикаторы:

  • амбивалентность по отношению к жизни;
  • безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние;
  • переживание горя;
  • признаки депрессии: (а) приступы паники, (б) выраженная тревога, (в) сниженная способность к концентрации внимания и воли, (г) бессонница, (д) умеренное употребление алкоголя или психоактивных веществ (е) утрата способности испытывать удовольствие;
  • несвойственная агрессия или ненависть к себе: гнев, враждебность;
  • вина или ощущение неудачи, поражения;
  • чрезмерные опасения или страхи;
  • чувство своей малозначимости, никчемности, ненужности;
  • рассеянность или растерянность.

 

Если Вы замечаете наличие нескольких признаков в поведении подростка по различным индикаторам – это может свидетельствовать о формировании суицидального поведения и повышенном суицидальном риске.

Не откладывайте обращение за помощью к специалистам!

Вам могут помочь:

специалисты СППС учреждений образования (педагог-психолог и педагог социальный);

педагоги-психологи социально-педагогических центров;

врач-психотерапевт или психиатр учреждений здравоохранения;

консультанты служб «Телефона доверия».

згарнуць
поделиться в: