Рэкамендацыі па прафілактыцы крызіснага стану навучэнцаў

разгарнуць

Памятка педагогам, которая может помочь в работе с детьми, находящимися в кризисном состоянии

 

Как построить разговор с ребенком, находящимся в кризисном (тяжелом эмоциональном) состоянии

 Основная задача педагога при разговоре с ребенком – первичное прояснение ситуации и мотивирование на обращение к специалисту.

При возникновении ситуации педагог может оказаться единственным наиболее близким обучающемуся взрослым человеком и должен будет предпринять действия по оказанию помощи. Для таких случаев ниже описаны основные принципы и примеры построения беседы с человеком, находящимся в кризисном (тяжелом эмоциональном) состоянии.

Основные принципы разговора с ребенком, находящимся в кризисном состоянии

  • Постараться нормализовать          собственное эмоциональное состояние.
  • Уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, расположившись удобно, без напряжения напротив него.
  • Вести беседу так, будто Вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для Вас сейчас ничего нет. В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы, не выполнять какие-либо «попутные» дела.
  • Нельзя приглашать на беседу ребенка через третьих лиц (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи). При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни продолжался).
  • Дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

Примеры ведения диалога с ребенком, находящимся в кризисном состоянии

Если ребенок говорит:

Рекомендуемые варианты ответа:

Не рекомендуемые варианты ответа

«Что если мои близкие погибнут…»

«Я тоже очень переживаю из-за сложившейся ситуации. Сейчас делается все, чтобы твои близкие оказались в безопасности»

«Не переживай, все будет хорошо!» «Им там труднее, чем тебе здесь сейчас»

«Все кажется таким безнадежным...»

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь»

«Подумай лучше о тех, кому хуже , чем тебе»

«Вы не понимаете меня!»

«Что я сейчас должен понять.

Я действительно хочу это знать»

«Я очень хорошо тебя понимаю»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Кому именно?» «На кого ты обижен?» «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит».

«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»

«А если у меня не

получится?...»

«Если не получится, я буду

знать, что ты сделал все

возможное»

«Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!»

Структура разговора и примеры фраз для первичного прояснения намерений и оказания эмоциональной поддержки

  • Начало разговора: «Мне показалось, что ты выглядишь расстроенным, давай поговорим
  • Активное слушание. Пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили: «Правильно ли я понял(а), что …?»
  • Расширение перспективы: «Давай подумаем, что можно сделать сейчас для своих близких, чтобы они меньше переживали за тебя? Как ты раньше справлялся с трудностями? Чтобы ты сказал, если бы на

твоем месте был твой друг

 

Предлагаем упражнения, которые Вы можете использовать в перерывах в процессе воспитательной и образовательной деятельности с детьми, испытывающих кризисное

психологическое состояние

Упражнение. Техника глубокого дыхания

Делаем глубокий вдох, длящийся не менее 2-х секунд (для отсчета времени можно мысленно произносить: «одна тысяча, две тысячи» – это как раз и займет ориентировочно 2 секунды).

Задерживаем дыхание на 1–2 секунды, то есть делаем паузу.

Выдыхаем медленно и плавно в течение 3-х секунд, не менее (обязательно выдох должен быть длиннее вдоха).

Затем снова глубокий вдох без паузы, то есть повтор цикла. Повторяем 2–3 цикла (пре дел – до 3-х, максимум до 5-ти за один подход).

При навязчивых мыслях можно попробовать сфокусировать внимание:

  • на движении воздуха по дыхательным путям;
  • на движениях грудной клетки;
  • на температуре вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, улавливая разницу.

 

 

згарнуць
поделиться в: