Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Упраўленне адукацыі Смаргонскага раённага выканаўчага камітэта
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
"Асінаўшчызненская пачатковая школа"
Как построить разговор с ребенком, находящимся в кризисном (тяжелом эмоциональном) состоянии
Основная задача педагога при разговоре с ребенком – первичное прояснение ситуации и мотивирование на обращение к специалисту.
При возникновении ситуации педагог может оказаться единственным наиболее близким обучающемуся взрослым человеком и должен будет предпринять действия по оказанию помощи. Для таких случаев ниже описаны основные принципы и примеры построения беседы с человеком, находящимся в кризисном (тяжелом эмоциональном) состоянии.
Основные принципы разговора с ребенком, находящимся в кризисном состоянии
Примеры ведения диалога с ребенком, находящимся в кризисном состоянии
Если ребенок говорит: |
Рекомендуемые варианты ответа: |
Не рекомендуемые варианты ответа |
«Что если мои близкие погибнут…» |
«Я тоже очень переживаю из-за сложившейся ситуации. Сейчас делается все, чтобы твои близкие оказались в безопасности» |
«Не переживай, все будет хорошо!» «Им там труднее, чем тебе здесь сейчас» |
«Все кажется таким безнадежным...» |
«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь» |
«Подумай лучше о тех, кому хуже , чем тебе» |
«Вы не понимаете меня!» |
«Что я сейчас должен понять. Я действительно хочу это знать» |
«Я очень хорошо тебя понимаю» |
«Всем было бы лучше без меня!» |
«Кому именно?» «На кого ты обижен?» «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». |
«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом» |
«А если у меня не получится?...» |
«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное» |
«Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!» |
Структура разговора и примеры фраз для первичного прояснения намерений и оказания эмоциональной поддержки
твоем месте был твой друг?»
Предлагаем упражнения, которые Вы можете использовать в перерывах в процессе воспитательной и образовательной деятельности с детьми, испытывающих кризисное
психологическое состояние
Делаем глубокий вдох, длящийся не менее 2-х секунд (для отсчета времени можно мысленно произносить: «одна тысяча, две тысячи» – это как раз и займет ориентировочно 2 секунды).
Задерживаем дыхание на 1–2 секунды, то есть делаем паузу.
Выдыхаем медленно и плавно в течение 3-х секунд, не менее (обязательно выдох должен быть длиннее вдоха).
Затем снова глубокий вдох без паузы, то есть повтор цикла. Повторяем 2–3 цикла (пре дел – до 3-х, максимум до 5-ти за один подход).
При навязчивых мыслях можно попробовать сфокусировать внимание: